Одна из основополагающих задач национального проекта "Образование" - обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Решение данной задачи направлено не только на профессиональное сопровождение обучающихся, но и на раскрытие потенциала педагогических кадров.
Эффективная организация работы по самообразованию педагогов в дошкольной организации позволит выявить возникающие профессиональные проблемы, направить на поиск конструктивных способов их решения и обеспечит возможность педагогу быть не пассивным получателем знаний, а активным участником собственного образования.
Нам известно, что самообразование педагога дошкольной организации многогранно и многопланово. Традиционно, среди основных направлений в системе самообразования педагогов выделяют:
ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания
изучение учебной и научно-методической литературы
ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии
изучение новых программ и педагогических технологий
ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений
повышение общекультурного уровня.
Задача старшего воспитателя по организации работы по самообразованию - создание условий для формирования у педагогов необходимых профессиональных компетенций, позволяющих наиболее эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
Компетентностный подход к самообразованию педагога предполагает:
формирование мотивации к познанию
формирование способности ставить цели и задачи саморазвития
владение методами и приемами самосовершенствования
формирование способности к саморегуляции процесса профессионального развития
адекватную самооценку и рефлексию уровня собственного развития.
Имея достаточный уровень сформированности данных качеств, педагог сможет выступать субъектом собственного профессионального развития, определять собственную образовательную траекторию, выбирать значимые для себя цели и достичь более значимых результатов. Как известно, именно на том, что человек развивается лучше, если он мотивирован, активен, если учтены все его индивидуальные профессиональные потребности, и базируется персонализированный подход в образовании.
В международных исследованиях (Австралия, Канада, США, Франция, Россия и др.) в различных вариациях выделяются следующие ключевые компетенции, позволяющие педагогу быть конкурентоспособным и успешным специалистом: критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность (система 4К). Исходя из современных вызовов, профессиональная компетентность педагога должна отражать инновационность педагогической деятельности в условиях меняющихся требований к качеству и условиям образования и ориентироваться на владение профессиональными знаниями, умениями, коммуникативными навыками.
Итак, каким же образом должна быть организована работа по профессиональному саморазвитию педагога? Планирование профессионального развития педагогов образовательной организации включает последовательное выполнение следующих шагов:
1 – выявление имеющегося уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований к трудовым функциям, трудовым действиям, умениям, знаниям профессионального стандарта «Педагог»;
2 – выявление достижений профессиональной деятельности по результатам диагностики;
3 – выявление профессиональных дефицитов и перспектив по результатам диагностики и построение индивидуального плана профессионального развития педагога;
4 – построение дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.
Определение уровня профессиональной компетентности осуществляется с помощью специального инструментария, который позволяет педагогу выявить свои профессиональные дефициты, перспективы и определить профессиональные «точки роста». Составление плана профессионального развития позволяет обозначить этапы и сроки достижения поставленных целей.
Безусловно, педагог является самостоятельным субъектом собственного профессионального развития. Задача образовательной организации при этом - обеспечить условия для принятия педагогом оптимальных решений в различных ситуациях профессионального выбора. Решением этой задачи может стать создание системы наставничества (тьюторства) в организации, которая обеспечит помощь и поддержку, социально-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога.
Обеспечение социально-педагогического сопровождения и есть условие эффективности работы по организации самообразования.
Социально-педагогическое сопровождение может быть эффективным, если:
поиск вариантов решения проблем сопровождаемого происходит на основе существующего социального опыта;
развитие сопровождаемого, раскрытие его потенциала, отражающего индивидуальность, происходит в процессе оказания целенаправленного влияния на процесс его социального развития;
выявлены основные принципы организации процесса сопровождения;
подобраны педагогические кадры, обладающие способностью прогнозировать результаты и организовывать совместную деятельность;
обеспечена открытость образовательного пространства, преодолена ведомственная разобщенность различных систем, замкнутость образовательных учреждений разных типов и уровней образования;
деятельность по сопровождению подкреплена соответствующим научным базисом.
Таким образом, сущность деятельности по организации работы по самообразованию педагогов заключается в следующем:
Оказание помощи в осознании профессиональных потребностей и дефицитов.
Конструирование и сопровождение индивидуального плана профессионального развития (ИППР)
Организация деятельности профессиональных обучающих сообществ (ПОС) внутри организации (или с привлечением организаций-партнеров).
Конечным результатом работы по организации профессионального развития является устранение профессиональных дефицитов и формирование у педагогов готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.
Поделиться с друзьями: