Речевое развитие воспитанников детского сада направлено на совершенствование всех сторон речи. Педагоги организуют работу по овладению речью как средством общения, а также уделяют внимание формированию предпосылок обучения грамоте. В специфических для дошкольного возраста видах деятельности педагоги формируют звуковые аналитические и синтетические умения детей, которые впоследствии помогают дошкольникам научиться чтению и письму.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников ориентировано на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое слово, предложение и как они строятся. В процессе деятельности дети знакомятся:
– со звучащим словом, его протяженностью;
– овладевают способами интонационного выделения звука в слове;
– называют слова с заданным звуком;
– знакомятся со слогом, слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги;
– усваивают смыслоразличительную функцию звука;
– знакомятся с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными и т. д.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой основе впоследствии обучаются чтению. Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит дошкольников к порогу овладения грамотой и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.
Поделиться с друзьями: