Организация исследовательской проектной деятельности детей
Какую деятельность можно считать проектной?
В ходе проектной деятельности ребенок исследует различные способы, как решить поставленную задачу, а затем выбирает оптимальный. Участие ребенка в проекте делает его активным участником образовательного процесса, дает импульс для саморазвития. Опыт самостоятельной деятельности, который получает ребенок в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, ставит его в ситуацию успешности. Если педагог учитывает все эти особенности в работе с детьми над проектом, такую деятельность можно считать проектной.
Как выбрать тему для проектной деятельности?
Темы исследовательских проектов могут быть самыми разными, главное их условие – интерес детей. Например, «Наши имена», «Моя семья, моя родословная», «История маленькой ложечки», «Какие бывают книги?», «Как сберечь электричество?», «Путешествие в подземный мир транспорта». Важно, чтобы проект был направлен на решение настоящей, а не выдуманной проблемы, которая имеет для детей жизненно-практическую значимость.
Для удобства педагог может оформить паспорт проектной деятельности, в котором будут отражены основные элементы проекта. Пример модели паспорта проекта:
Методический паспорт проекта:
|
Из каких этапов состоит проектная деятельность?
Основу исследовательского проекта составляют вопросы, которые дети задают педагогу, когда наблюдают за окружающими их предметами или явлениями. Например, почему это движется, от чего это зависит, что находится внутри. Дети от природы любознательны, и в этих вопросах проявляется их познавательная исследовательская активность.
Н.Е. Веракса выделяет три вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную. Все эти виды проектной деятельности имеют общие особенности:
- деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которую нельзя решить прямым действием;
- у участников проектной деятельности должна быть мотивация: и педагог, и дети формулируют причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер и социальную направленность;
- в практике чаще встречаются смешанные проекты, например исследовательско-творческие или нормативно-творческие.
В ходе проектной деятельности ребенок должен получить ответы на свои вопросы. Для этого он исследует эти предметы или явления в процессе совместной с педагогом познавательно-исследовательской деятельности. Поэтому в исследовательской проектной деятельности условно можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Что обсудить на подготовительном этапе?
На подготовительном этапе воспитатель определяет проблемное поле для предстоящего исследования. Для этого педагог выясняет, что интересует детей, на какие вопросы они хотят получить ответ.
Определить проблемное поле воспитатель может тремя способами. Первый способ – создать ситуации, в ходе которых дети самостоятельно формулируют вопросы и задачи исследовательской деятельности, а воспитатель фиксирует их внимание, помогает формулировать вопросы. Второй способ – внимательно понаблюдать за деятельностью детей, выявить интересы каждого ребенка и помочь сформулировать исследовательскую задачу. Третий способ – привлечь родителей, которые вместе с ребенком сформулируют исследовательскую задачу проекта и затем будут активно в нем участвовать.
Как организовать основную часть?
В ходе основного этапа дети включаются в проектную деятельность, реализуют свои замыслы через разные формы и виды детской деятельности. Например, рассуждают, рисуют, опрашивают, получают информацию от взрослых, из книг, телепередачи, проверяют правильность ответа.
Совет:Исследовательский проект можно оформить в виде книги, где каждая страница – иллюстрация результата отдельного этапа работы. |
На этом этапе важна помощь взрослых: педагога, родителей, старшего брата или сестры. Взрослые выполняют вспомогательную функцию: подписывают, объясняют, помогают найти информацию в разных источниках, подводят ребенка к самостоятельным выводам и заключениям.
Как оформить заключительную часть?
Заключительный этап – защита проекта. На этом этапе педагог помогает детям составить рассказ о проделанной работе.
Если исследование носило индивидуальный характер, то воспитатель определяет время каждому ребенку для защиты его проекта. Если на этом этапе присутствуют родители, то защита проекта может быть совместной. Если в исследовании участвовала группа детей, то воспитатель организует защиту проекта так, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проведенной им работе, высказать свое мнение.
По итогам работы над проектом воспитатель может создать в группе «научный центр», оформить выставку. Чтобы закрепить и систематизировать материал, который представили дети в проектах, педагог придумывает и организует различные задания и интеллектуальные игры.
Поделиться с друзьями: